Geforce gtx 295 на сколько гигов она. NVIDIA GeForce GTX295 – новый эталон скорости? Игровые тесты: Enemy Territory: Quake Wars

Geforce gtx 295 на сколько гигов она. NVIDIA GeForce GTX295 – новый эталон скорости? Игровые тесты: Enemy Territory: Quake Wars

Тенденция выпуска многочиповых решений hi-end-класса с каждым годом только усиливается и оба разработчика графических процессоров успели представить второе поколение видеокарт с двумя GPU унифицированной архитектуры. Компания AMD в этом плане даже преуспела, позволив появиться на свет связке из пары Radeon HD 4850 , в то время как флагман работает на более высоких частотах и оснащается памятью GDDR5, так же, как и Radeon HD 4870 . Из-за технических проблем производительные решения проще разрабатывать на базе двух чипов среднего уровня, чем на одном более мощном, но это сказывается на конечном энергопотреблении и, соответственно, тепловыделении. Да и поддержка режима SLI или CrossFire со стороны приложения необходима на должном уровне, иначе результат, выдаваемый акселератором, будет равен одиночной карте.

Изначально компании AMD и NVIDIA шли по своему пути, разрабатывая двухчиповые решения: первая создавала компактное устройство на одной PCB, вторая выпускала тандемы в виде «бутерброда » из двух отдельных плат, охлаждаемых общим радиатором. Естественно, последний вариант менее предпочтителен, так как использование двух карт-половинок сказывается на конечной стоимости изделия и требует эффективный отвод тепла от графических процессоров, расположенных друг напротив друга. Но недавно калифорнийцы все-таки перешли на новый дизайн своего флагмана GeForce GTX 295, использующий теперь лишь одну печатную плату. В Сети даже массировались слухи о якобы большой длине и высоком энергопотреблении новинки по сравнению со старой версией карты. Но так ли это, мы и попытаемся выяснить в нашем обзоре.


Inno3D GeForce GTX 295 Platinum Edition

В качестве представителя новой ревизии акселератора GeForce GTX 295 на тестирование попала видеокарта от Inno3D с весьма громким названием — Platinum Edition. Карта поставляется в небольшой коробке с изображением девушки-воина, на которой также указаны основные характеристики адаптера и наличие двух игр в комплекте.


Комплектация Inno3D GeForce GTX 295 Platinum:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • переходник DVI/HDMI;
  • аудиокабель (S/PDIF);
  • диск с игрой Warmonger;
  • диск с игрой Far Cry 2;
  • диск с драйверами;
  • купон на скидку 10% при покупке пяти игр.



По дизайну GeForce GTX 295 Rev. B кардинально отличается от своего предшественника, как за счет компоновки элементов на одной плате, так и за счет расположенного по центру 85-мм вентилятора, воздух от которого выходит как наружу системного блока, так и вовнутрь через торец карты. Что-то подобное применялось еще во времена GeForce 7900 GTX.





На обратной стороне прикручены две пластины-радиаторы, охлаждающие часть микросхем памяти. Аналогичное, но цельное решение используется и в Radeon HD 4870 X2.

По своим размерам новинка нисколько не отличается от старой ревизии, хотя в Сети была информация о немного большей длине акселератора относительно ранее вышедшего GeForce GTX 295.



Кроме того, карта лишилась разъема HDMI, и теперь прогрессивные мониторы или телеэкраны придется подключать по старинке, через переходник. Остальные периферийные разъемы, а именно два Dual Link DVI остались на месте. Естественно, HDTV-разъема нет. Тут же на планке расположен индикатор, который отвечает за правильное подключения кабелей питания — в этом плане ничего не изменилось.



Как и предшественник, новая ревизия GTX 295 оснащена лишь одним интерфейсом MIO, который позволяет объединить две одинаковые карты в режиме Quad-SLI. Технический отдел NVIDIA, с некоторой заминкой, подтвердил о возможности работы в данном режиме пары разных акселераторов, но все попытки хоть как-то загрузиться с двумя видеокартами различной ревизии так и не увенчались успехом.

Конструктивно система охлаждения имеет много общего с таковой у своего конкурента Radeon HD 4870 X2, но, как уже отмечалось выше, рассматриваемый адаптер оснащен крупным вентилятором вместо турбины, часть воздуха от которого, охлаждая радиатор одного графического процессора, выходит внутрь системы через отверстие в задней части кожуха.



Крышка кулера снимается легко, в отличие от первых карт на базе 65-нм G200, и чтобы избежать дребезжания пластика во время работы системы, по периметру на направляющие установлены небольшие пружинки.



Кулер состоит из алюминиевого основания, охлаждающего память, чип-коммутатор NV200, две микросхемы NVIO2 и силовые элементы, а для охлаждения графических процессоров используются два отдельных радиатора с тепловыми трубками.





Радиаторы небольшого размера, даже меньше, чем у одночиповых карт серии GeForce GTX 200, имеют медную вставку и две тепловые трубки, передающие тепло тонким алюминиевым ребрам.



Продуваются радиаторы вентилятором с максимальной частотой вращения, равной около 3400 об/мин. При номинальном режиме работы скорость вентилятора не поднимается выше 3100 оборотов в минуту, но несмотря на это, система работает куда тише кулеров турбинного типа.

Система охлаждения в разобранном виде выглядит следующим образом:



Инженерам компании NVIDIA пришлось серьезно поработать над дизайном печатной платы, ведь по сравнению с Radeon HD 4870 X2 тандем от калифорнийцев обладает большим количеством микросхем памяти и дополнительных чипов.





Но в итоге расположение элементов на плате получилось достаточно компактным, как за счет переноса части микросхем памяти на обратную сторону карты, так и за счет группирования дополнительных чипов и силовой обвязки в центре платы. Подсистема питания, как и в старой ревизии GTX 295 раздельная: по три фазы на графический процессор и по одной на память. Питание карты осуществляется за счет одного 8- и одного 6-контактного разъема.



На карте установлены графические процессоры G200-400 и G200-401 ревизии B3. Защитных рамок нет, да и не нужны они, учитывая, что основание кулера несет функцию ребра жесткости для всей платы.



В качестве памяти используются чипы GDDR3 Hynix H5RS5223CFR-N0C в количестве двадцати восьми штук (по четырнадцать на каждый процессор), рассчитанные на эффективную частоту 2000 МГц.



Общий объем составляет 1792 МБ, но фактический равен лишь половине, так как в силу специфики работы SLI-режима, как и CrossFire, данные в памяти каждого GPU дублируются. Шина памяти составляет 448 бит на каждую «половину» карты.

Рабочие частоты Inno3D GeForce GTX 295 Platinum почти соответствуют референсным — 576/1242 МГц (ядро и шейдерный домен) и 2016 МГц (память). В данном случае частота памяти завышена на 18 МГц.



При переходе к 2D-режиму для снижения энергопотребления карты частоты опускаются сперва до 400/800 и 600 МГц (ядро и память), после — уже до 300/600 и 200 МГц.

Разгон карты составил 684/1476 МГц (растровый и шейдерный домены) по чипам и 2376 МГц по памяти, что очень даже неплохо, как для двухчипового решения. Например, представитель GeForce GTX 295 Rev. A не в состоянии был достигнуть подобных частот.



Кроме разгонного потенциала порадовал температурный режим адаптера — не более 82 °C на GPU при тестировании в игровых приложениях и не более 86 градусов Цельсия при запуске FurMark.

Для сравнения с новинкой использовалась видеокарта от XFX старой ревизии — XFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3. Карта поставляется в крупной коробке зелено-черной гаммы, на которой отмечены лишь особенности продукта и наличие в комплекте игры Far Cry 2.



Комплект поставки:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • аудиокабель (S/PDIF);
  • переходник HDTV;
  • переходник питания Molex/PCI-E;
  • диск с драйверами;
  • диск с игрой Far Cry 2;
  • инструкции.



Дизайн карты полностью соответствует референсному: все тот же «бутерброд», что и GeForce 9800 GX2 , но в целях экономии лишен задней крышки и оснащен более простой передней.





На карте присутствуют два Dual Link DVI и HDMI, рядом на планке расположен индикатор подключения кабелей питания. Есть один интерфейс MIO для объединений подобных карт в режим SLI, но наших два тестовых экземпляра разной ревизии работать вместе отказались.



Конструкция системы охлаждения немного отличается от GeForce 9800 GX2, но, как и ранее часть воздуха выбрасывается внутрь системного блока, а часть уже выходит наружу.



Для питания адаптера на картах-половинках установлено два разъема: один 6-контактный и один 8-контактный. Отсоединять кабели стало теперь легче, но не так, как если бы разъемы располагались вдоль платы.

Графические процессоры функционируют на частоте 576/1242 МГц, память, общим объемом 1792 МГц — на частоте 1998 МГц, что полностью соответствует эталонным характеристикам. Переходы к 2D-режиму аналогичны рассмотренной выше карте.



Разгон карты составил лишь 612/1332 МГц по чипу и 2232 МГц по памяти, что значительно ниже результата GeForce GTX 295 Rev. B.
Температура одного из ядер при разгоне достигала 98 градусов Цельсия, при этом турбина работала на 85% от максимальной частоты вращения. Это касается игровых приложений. Если же запустить бенчмарк FurMark, то GPU прогревались до 100 °C, а скорость турбины уже выходила на все 100 процентов. Представить себе гул от такой системы, думаем, особого труда не составит.Force3D Radeon HD 4870 X2

Для конкуренции в верхнем ценовом диапазоне видеокарт компания AMD в прошлом году выпустила двухчиповое решение на базе RV770, которое смогло отвоевать пальму первенства у GeForce GTX 280, а после и у GTX 285 на обновленном G200. Естественно, поначалу 65-нм техпроцесс не позволял компании NVIDIA объединить два графических ядра в одной видеокарте, но с переходом на более тонкие технологические нормы это стало уже возможным, что позволило выпустить конкурента для Radeon HD 4870 X2 — GeForce GTX 295.

Решение на базе пары RV770 попало к нам на тестирование в OEM-комплектации, т.е. без ничего, поэтому сразу перейдем к описанию продукта. Видеокарта Force3D Radeon HD 4870 X2 черного цвета выполнена по референсному дизайну и отличается от аналогичных адаптеров лишь фирменной наклейкой на системе охлаждения. По сравнению с одночиповым акселератором Radeon HD 4870 данный адаптер длиннее и по размерам равен продуктам серии GeForce GTX 200.





Набор периферийных разъемов стандартный: два Dual Link DVI с возможностью вывода цифрового звука через переходник DVI/HDMI от встроенного многоканального аудиокодека, HDTV-выход и один интерфейс для подключения мостика в режиме CrossFire.



Система охлаждения состоит из алюминиевого основания, охлаждающего память, чип-коммутатор и силовые элементы, пары медных радиаторов для графических процессоров и пластины-радиатора для памяти с обратной стороны карты.



Турбина, установленная с края адаптера, прогоняет воздух через один радиатор, который после нагрева уже не так эффективно отводит тепло от второго, и разница между ядрами может достигать 15 °C (75 против 90). В таком случае, кулер новой ревизии GeForce GTX 295 смотрится куда интересней.



Печатная плата, в отличие от новой ревизии GeForce GTX 295, имеет много свободного места справой стороны, а все основные компоненты сгруппированы по центру и возле периферийных разъемов — это два графических процессора, чип-коммутатор PLX PEX8647, половина памяти (остальная перенесена на обратную сторону карты) и силовая обвязка.



Прцессор RV770 оснащен защитной рамкой, предотвращающей скол ядра при установке системы охлаждения.



Чип-коммутатор для связи двух графических процессоров и ранее использовался на Radeon HD 3870 X2, но теперь он поддерживает шину PCI Express 2.0, в отличие от PCI-E 1.1 в старой версии.



Шестнадцать микросхем памяти Hynix H5GQ1H24MJR-T0C стандарта GDDR5 общим объемом 2048 МБ (по 1024 МБ на каждый графический процессор) рассчитаны на эффективную частоту 4000 МГц. Шина памяти 256 бит для каждого чипа.



Рабочие частоты карты Force3D Radeon HD 4870 X2 полностью соответствуют эталонным и равны 750/3600 МГц, чип и память соответственно. При переходе к 2D-режиму частоты снижаются до 507/2000 МГц.



Разгон карты составил 792 МГц по графическому процессору и 3800 МГц по памяти, что не особо впечатляет, но, учитывая нагрев акселератора, то можно считать его вполне достойным.
Что касается нагрева адаптера, то температура одного их процессоров достигала 90 градусов Цельсия, другого — лишь 75 °C. При тестировании в FurMark температура повышалась до 93 °C, а карта становилась похожа больше на пылесос, чем на игровое решение, поэтому при возможности лучше референсный кулер сменить, например, на Accelero XTREME 4870X2 от Arctic Cooling.BFG GeForce GTX 285 OC

Продукция американской компании совсем недавно появилась на отечественном рынке, и хоть представлена она не особо, симпатию у определенной категории пользователей все же завоевала.

Карта BFG GeForce GTX 285 OC поставляется в небольшой коробке с изображением разрисованного «фокусника-культуриста», на которой также указаны рабочие частоты видеокарты и приведены эталонные характеристики, чтобы можно было почувствовать разницу не отходя от прилавка.



Комплект поставки:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • переходник DVI/HDMI;
  • переходник HDTV;
  • аудиокабель (S/PDIF);
  • переходник питания Molex/PCI-E;
  • инструкции;
  • гарантийная памятка;
  • рекламный вкладыш;
  • диск с драйверами;
  • наклейки.



BFG GeForce GTX 285 OC полностью соответствует референсным продуктам и отличается лишь фирменной наклейкой на системе охлаждения.





Набор периферийных разъемов все тот же: два Dual Link DVI и HDTV. Есть пара интерфейсов MIO для объединения подобных карт в режиме SLI. Питание карты осуществляется за счет двух шестиконтактных разъемов.



Рабочие частоты акселератора немного отличается от эталонных GeForce GTX 285: 666/1512 чип и 2484 МГц память, что выше на 18/36 МГц по графическому процессору. Переход к 2D-режиму происходит так же, как и у XFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3.



Разгон карты особо не впечатлил и составил 678/1548 МГц по чипу и 2646 МГц по памяти.



Температура чипа при разгоне достигала 90 °C, а турбина вращалась при своих 100%, что составляло около 3160 об/мин. Конечно, тихой работу СО не назовешь, но для hi-end-продуктов это стало уже порядком вещей.
Характеристики рассматриваемых карт
Видеоадаптер XFX GF GTX295 576M 1792MB DDR3 Force3D Radeon HD 4870 X2 BFG GeForce GTX 285 OC
Ядро 2x G200b 2x G200b 2x RV770 G200b
Количество транзисторов, млн. шт 2x 1,4 млрд. 2x 1,4 млрд. 2x 956 млн. 1,4 млрд.
Техпроцесс, нм 55 55 55 55
Количество потоковых процессоров 2x 240* 2x 240* 2x 800* 240
Количество текстурных блоков 2x 80 2x 80 2x 40 80
Количество блоков рендеринга 2x 28 2x 28 2x 16 32
Частота ядра (номинал), МГц 576 576 750 666 (648)
Частота шейдерного домена (номинал), МГц 1242 1242 750 1512 (1476)
Шина памяти, бит 2x448 2x448 2x256 512
Тип памяти GDDR3 GDDR3 GDDR5 GDDR3
Объём памяти, МБ 2x 896 2x 896 2x 1024 1024
Частота памяти (номинал), МГц 2016 1998 3600 2484
Поддерживаемая версия DirectX 10 10 10.1 10
Интерфейс PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0

* — архитектура GPU от AMD и NVIDIA отличаются между собой

Тестовый стенд и условия тестирования

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор: Intel Core 2 Duo 8500 (3,16@4,27 ГГц, FSB 450 МГц);
  • Материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48);
  • Кулер: Noctua NH-U12P;
  • Оперативная память: G.Skill F2-8800CL5D-4GBPI (2x2048 МБ, DDR2-1100@900, 4-4-4-12-2T, dual channel);
  • Жёсткий диск: Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2);
  • Блок питания: Silver Power SP-S850 (850 Вт);
  • Корпус: Корпус: Chieftec BA-01B-B-SL;
Производительность видеодрайверов настраивалась на максимальное качество. Устанавливался PhysX версии 2.9.09.2, акселерация PhysX посредством GPU не отключалась, кроме тестирования в 3DMark Vantage.

Для тестирования использовались следующие приложения:

  • 3DMark’06 — v1.1.0, настройки по умолчанию;
  • 3DMark Vantage — v1.0.1, профиль «Performance» и «High», основные тесты;
  • Last Remnan Benchmark — настроек, кроме разрешения нет;
  • Cryostasis TechDemo — пресет «High»;
  • Far Cry 2 — встроенный бенчмарк, профиль «Ultra High»;
  • S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky Benchmark — качество «Ultra», тест Day, для карты Radeon HD 4870 X2 выбиралась поддержка DirectX 10.1;
  • H.A.W.X. — максимальное качество, SSAO — Very High, для карты Radeon HD 4870 X2 выбиралась поддержка DirectX 10.1;
  • Crysis — v1.2, использовался Crysis Benchmark Tool 1.05, стандартная демо-запись, установки качества — «Very High»;
Все измерения проводились при разрешении экрана 1680x1050 (кроме 3DMark"06 и 3DMark Vantage при выборе профиля «Performance») для создания более-менее серьезной нагрузки на видеоакселераторы. Кроме того, были задействованы режимы повышения качества картинки во всех приложениях, которые позволяли это сделать — 4- или 8-кратное сглаживание и/или анизотропная фильтрация уровня 16х. В драйверах AA и AF не форсировались.

На графиках, где отсутствует легенда указан средний и минимальный fps.

Результаты тестирования



В старой версии синтетического тестового пакета 3DMark лидером является Radeon HD 4870 X2. Впрочем, карта Inno3D легко компенсирует отставание за счет хорошего разгонного потенциала. Одноядерный флагман NVIDIA не сильно отстает от топовых карт в простом режиме, но уже со сглаживанием уступает до 40% GeForce GTX 295.





В 3DMark Vantage лидерство уже на стороне двухчиповых карт NVIDIA, флагман AMD прилично отстает от них, и с повышением разрешения это отставание лишь увеличивается (до 28%). Одноядерная карта GeForce GTX 285 не в состоянии конкурировать со старшими братьями, но от карты Radeon HD 4870 X2 ее отделяют примерно 20%, которые, впрочем, никакой разгон наверстать не помогает.

The Last Remnant



Сразу бросается в глаза мизерная разница между двухчиповыми картами NVIDIA и GeForce GTX 285. Да и результат у Radeon HD 4870 X2 очень низкий, а если вы заглянете в наши прошлые обзоры, то примерно такие же показатели увидите у обычного Radeon HD 4870. Так что в этой игре CrossFire не работает, да и SLI похоже тоже.

Cryostasis TechDemo



Из-за использования физического движка NVIDIA PhysX графические ускорители Radeon в этом тесте выглядят не приглядно, но в реальной игре PhysX можно отключить и спокойно играть на картах Radeon. Что же до разницы между видеоадаптерами GeForce, то двухчиповые карты хоть и лидируют, но их преимущество не более 20%. А если сравнивать по минимальному fps, то разница еще меньше.

Far Cry 2



Необычные результаты наблюдаются в игре Far Cry в простом режиме. Все двухчиповые карты уступают GeForce GTX 285, а разгон не приносит прироста производительности, а то и вообще приводит к небольшому падению итогового результата, что наводит на мысль о том, что причина этого кроется в драйверах. Но посмотрим, как будут обстоять дела при включении сглаживания.



В тяжелом режиме всё принимает более-менее адекватный вид для карт NVIDIA, но не для Radeon, который теряет примерно 25% производительности и становится аутсайдером. Зато двухчиповые кары GeForce показывают примерно те же результаты, что и в простом режиме, на 14% обгоняя GeForce GTX 285. А вот по минимальному fps эти карты уже почти не отличаются. Но тут небольшую разницу можно объяснить высокой процессорозависимостью данного теста.

S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky



Двухчиповые карты NVIDIA и AMD демонстрируют почти идентичные результаты, но минимальное преимущество по минимальному fps остается все же Radeon HD 4870 X2. Высокий разгонный потенциал легко выводит Inno3D GeForce GTX 295 Platinum в лидеры. Отставание одночипового GeForce GTX 285 от более дорогих ускорителей составляет около 45%.



Немного неоднозначные результаты наблюдаются у обоих GeForce GTX 295 при включении сглаживания в этой игре. Минимальный fps у них сильно проседает и по этому показателю они уступают даже GeForce GTX 285. Похоже драйвера для двухчиповых NVIDIA еще нуждаются в существенной доработке.

H.A.W.X.



В этом приложении безоговорочный лидер Radeon HD 4870 X2, особенно в тяжелом режиме со сглаживанием. На ее стороне 70% преимущество в таком режиме над GeForce GTX 295 и более чем двукратное преимущество над GeForce GTX 285!



В Crysis вновь место лидера уверенно занимают двухчиповые флагманы NVIDIA. Хороший разгонный потенциал обновленного GeForce GTX 295 помогает карте Inno3D уверенно обойти всех соперников. GeForce GTX 285 хоть и существенно уступает старшим картам, но по минимальному fps не так уж и сильно отстает от Radeon HD 4870 X2.



При включении сглаживания производительность Radeon HD 4870 X2 падает значительно меньше, чем у всех карт GeForce, а потому в номинале она даже обгоняет GeForce GTX295, но по минимальному fps вновь она не может с ней конкурировать. В таком тяжелом режиме чувствуется недостаток вычислительной мощности у GeForce GTX 285, отставание которой от лидеров лишь увеличивается.

Энергопотребление

Для измерения общей потребляемой мощности системы использовался прибор Seasonic Power Angel. В качестве нагрузки на видеоадаптеры использовались: 10-минутный прогон бенчмарка FurMark, три пролета над островом в Crysis с качеством графики Very High и AA8x, а также три первых теста в Devil May Cry 4 с качеством Super High и MSAA8x. Разрешением экрана всегда было 1650x1050. Энергопотребление системы в простое измерялось после завершения теста через 10 минут.







Итак, карта GeForce GTX 295 новой ревизии оказалась менее прожорливой во время нагрузки, и пиковое энергопотребление в первых двух тестах было на 10 Вт ниже, чем у старой GTX 295. В третьем приложении энергопотребление системы сравнялось, и разница составила лишь 2 Вт. В простое система на базе новинки также потребляла меньше — на 5 Вт. Карта Radeon HD 4870 X2 побила все рекорды по «экономичности» — система на ее базе при нагрузке уже потребляла на 100 Вт больше в FurMark, на 50 Вт — в Crysis и на 10 Вт больше в DMC 4, чем с GeForce GTX 295, а в простое разница достигала почти 20 Вт. Результат явно не в пользу решения от AMD.

Выводы

Не успел выйти флагман на базе пары G200, как уже сразу предлагают его упрощенную конструкцию с более эффективной и тихой системой охлаждения, меньшим энергопотреблением (судя по нашим замерам) и с лучшим разгонным потенциалом. Спрашивается — а почему нельзя было сразу выпустить такое решение, зачем изначально было «городить огород» с двумя платами? Вопрос остается открытым.

Но как бы там ни было, новая ревизия GeForce GTX 295 вышла крайне удачной, наверное, это самый лучший представитель из когда-либо выпускавшихся двухчиповых видеокарт. А учитывая низкое энергопотребление и более высокую производительность, чем у Radeon HD 4870 X2, новинка становится лучшим выбором в hi-end-классе.

Что касается Radeon HD 4870 X2, то данный акселератор при очень высоком энергопотреблении не всегда может демонстрировать лучший результат, чем GeForce GTX 295. Но если игровое приложение поддерживает DirectX 10.1, то карта получает «второе дыхание» и вполне спокойно может показать большее количество кадров в секунду, особенно, при активации сглаживания.

  • Max Point за блок питания Silver Power SP-S850;
  • Noctua за кулер Noctua NH-C12P и термопасту Noctua NT-H1.
  • Приблизительно полгода назад компания AMD выпустила на свет свою мощнейшую видеокарту AMD Radeon 4870x2, которая надолго стала лидером среди одиночных видеокарт. Она сочетала в себе два чипа RV770, очень сильный нагрев, довольно высокий уровень шума, и, что самое главное - самую высокую производительность в играх среди одиночных видеокарт. И только сейчас, в начале 2009 года, компания NVIDIA, наконец, ответила выпуском новой видеокарты, которая должна была стать новым лидером среди одиночных решений. Новая видеокарта основана на 55nm чипе GT200, имеет 2х240 потоковых процессоров, но есть одно «но» - урезанная шина памяти (448 бит против 512 у GTX280), урезанные блоки ROPs (28 против 32 у GTX280) и пониженные частоты работы чипа и видеопамяти (2GHz против 2.21GHz у GTX280). Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые читатели, со скоростью нового ТОПа, с его преимуществами и недостатками, ну и, конечно же, сравнить скорость новой видеокарты с главным конкурентом - AMD 4870x2.

    Обзор видеокарты Palit GeForce GTX295

    Видеокарта Palit GeForce GTX295 попала в нашу тестовую лабораторию как OEM-продукт, в комплектацию которого входил только диск с драйверами для Windows XP/Vista. Посмотрим на саму видеокарту:

    реклама

    Видеокарта имеет уже, наверное, стандартную для видеокарт топового уровня длину 270мм, оснащена двумя портами DVI-I (dual link) и портом HDMI - как и её младшая сестра - GeForce 9800GX2:

    Но есть некоторые изменения: порты DVI-I теперь располагаются справа, а решетка выброса горячего воздуха стала уже и длиннее, что явно должно улучшить качество охлаждения видеокарты. Горячий воздух выбрасывается за пределы корпуса далеко не весь - большая его часть остается внутри корпуса, как и в случае с 9800GX2, в верхней части видеокарты видны ребра радиатора системы охлаждения.


    Никому не нравится быть на втором месте, а особенно такой амбициозной компании, как Nvidia. Совсем недавно эта компания представила видеокарты GeForce GTX 260 и 280, и в это время AMD могла предложить только несчастную Radeon HD 3870. Неудивительно, что видеокарты GT200 продолжили лидерство nVidia. Но никто не предполагал, что AMD сможет нанести ответный удар в виде видеокарт Radeon HD 4850 и 4870 - кстати, ни одна из плат не была быстрее флагмана nVidia, - которые смогли отвлечь внимание от массивного монолитного чипа.

    Получив немалый опыт на своих меньших по площади и более гибких графических процессорах, компания AMD довольно быстро представила видеокарту Radeon HD 4870 X2, содержащую два GPU RV770, 2 Гбайт памяти GDDR5 и мост PCI Express (PCIe) для связи чипов. Внезапно ситуация изменилась, и у AMD оказалась самая быстрая раздельная видеокарта на рынке. Прошло шесть месяцев после объявления - и уже полный набор видеокарт на основе RV770 побивает позиции nVidia на всех рынках, которые были завоёваны G92.

    Даже хардкорные геймеры, которые могут потратить тысячи долларов, чтобы получить максимальную производительность в играх, оказались растерянными. Желаете победить 4870 X2 с решением nVidia? Покупайте пару GeForce GTX 280. Хотите обойти её с решением AMD? Покупайте пару 4870 X2 и запускайте её в режиме 4-way CrossFireX. Нужно ещё что-то быстрее? Добавьте третью GTX 280. Но вам потребуется дорогая материнская плата и очень мощный процессор, чтобы справиться с такой графической производительностью. Есть ли этому предел?

    Поэтому ограничение только одной раздельной видеокартой кажется вполне разумным, чтобы определить победителя на сегодня. Конечно, с существованием конфигураций 4-way CrossFire и 4-way SLI, сегодня всегда есть, куда потратить больше денег, увеличить энергопотребление и получить 10-20 процентов дополнительной производительности... Но мы решили выявить победителя именно среди одиночных видеокарт.


    Нажмите на картинку для увеличения.

    В 2008 году nVidia не слишком активно работала против угрозы Radeon, обновив только GeForce GTX 260, чтобы более агрессивно конкурировать с 1-Гбайт AMD HD 4870. По информации компании, все видеокарты GTX 260 смогу использовать конфигурацию с 216 шейдерными процессорами в будущем. Карты со 192 шейдерными процессорами исчезнут по мере того, как партнёры их распродадут. Учитывая прежний уровень цены, nVidia предполагает, что новые GTX 260 смогут победить текущие предложения AMD.

    Но кроме этого nVidia желает отобрать корону производительности раздельных видеокарт, и компания тратит на это немало средств. Наша статья посвящена предварительному обзору видеокарты, которую nVidia планирует выпустить во время выставки CES. GeForce GTX 295 - это ответ nVidia на AMD Radeon HD 4870 X2, видеокарта использует такую же конструкцию, как и модель GeForce 9800 GX2.

    GeForce GTX 295 в деталях



    Нажмите на картинку для увеличения.

    Изначально ходили слухи, что GeForce GTX 295 будет состоять из двух GT200 в конфигурации, которая симулирует пару GTX 260. На самом же деле видеокарта состоит из двух полноценных GT200, каждая с 240 вычислительными ядрами, но с конфигурацией памяти, похожей на GTX 260.

    Оригинальная GT200 содержала 1,4 млрд. транзисторов и производилась на заводе TSMC по 65-нм техпроцессу. Версия чипа под названием GeForce GTX 295 выигрывает от уменьшенного до 55 нм техпроцесса. Кроме того, как утверждает Джейсон Паул (Jason Paul) из nVidia, компания изменила задержки на кристалле, чтобы улучшить соотношение производительности на ватт, что должно проявить себя в тестах энергопотребления.

    Как и у GeForce GTX 280, каждый GPU у GTX 295 использует 240 потоковых процессоров и 80 блоков фильтрации/адресации текстур. Но, подобно GTX 260, вместе с тем GPU 295 использует семь блоков ROP/кадрового буфера, что даёт 28 ROP в сумме, а к 896 Мбайт памяти DDR3 подводится 448-битный интерфейс. Самые важные тактовые частоты тоже соответствуют GeForce GTX 260. Частота ядра, включая блоки текстурирования и ROP, составляет 576 МГц. Потоковые процессоры работают на 1242 МГц. А память - на частоте 999 МГц (1998 МГц эффективная частота). Как можно видеть, по архитектуре каждый чип находится между самым быстрым и вторым по скорости GPU nVidia.

    GeForce GTX 280 GeForce GTX 260 GeForce 9800 GX2 Radeon HD 4870 X2
    Техпроцесс 55 нм TSMC 65 нм TSMC 65 нм TSMC 65 нм TSMC 55 нм TSMC
    Число потоковых процессоров 480 240 216 256 1600
    Частота ядра 576 МГц 602 МГц 576 МГц 600 МГц 750 МГц
    Частота шейдеров 1242 МГц 1296 МГц 1242 МГц 1500 МГц 750 МГц
    Частота памяти (эффективная) 1998 МГц 2214 МГц 1998 МГц 2000 МГц 3600 МГц
    Объём памяти 1792 Мбайт 1 Гбайт 896 Мбайт 1 Гбайт 2 Гбайт
    Ширина шины памяти 448 бит x 2 512 бит 448 бит 256 бит x 2 256 бит x 2
    ROP 56 32 28 32 32
    Цена $499 (рек.) ~$380 (от 12 тыс. рублей) ~$230 (от 8 тыс. рублей) От 9 тыс. рублей ~$500 (от 14 тыс. рублей)

    Два GPU, одна видеокарта

    На первый взгляд GeForce GTX 295 выглядит подобно 280 или 260. Если перевернуть карту и посмотреть на заднюю панель, то там вы увидите только один GPU. Подобно 9800 GX2 и 7950 GX2, которые вышли раньше, видеокарта на самом деле состоит из двух печатных плат, которые расположены в виде "бутерброда", причём между ними находится специальный радиатор с вентилятором, отвечающий за охлаждение. Две платы связаны кабелем SLI и заключены в защитный кожух.



    Нажмите на картинку для увеличения.

    Вполне естественно, что дизайн кулера был специально адаптирован для охлаждения двух печатных плат. Можно видеть, что у обеих плат имеются отверстия, через которые засасывается воздух. Плата занимает два слота, поэтому она ничуть не шире других одночиповых предложений nVidia. Кроме того, длина у платы такая же, что и у GeForce GTX 280 (и AMD Radeon HD 4870 X2).

    nVidia пока не готова конкурировать по энергопотреблению GTX 295 с решением AMD - поэтому нам не разрешили указать значение энергопотребления в числах. Однако карта потребляет энергии меньше (в режиме бездействия и под нагрузкой), чем Radeon HD 4870 X2. На следующем графике показано энергопотребление системы от розетки.



    Нажмите на картинку для увеличения.

    На бумаге GeForce GTX 295 использует тепловой пакет (TDP) 289 Вт. У 4870 X2 тепловой пакет составляет 286 Вт. Когда мы измерили энергопотребление системы от розетки, GTX 295 в режиме бездействия потребляла на 10 Вт меньше, чем плата AMD. Во время запуска теста Far Cry 2 в цикле в разрешении 2560x1600 со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF), плата nVidia потребляла, в среднем, на целых 50 Вт меньше.

    Конечно, нам следует подождать до начала января, когда будут определены скорости вращения вентилятора и сбалансировано энергопотребление. Но уже сейчас можно сказать, что переход на 55-нм техпроцесс хорошо повлиял на GeForce GTX 295, несмотря на массивные размеры GPU GT200.

    Тестовая конфигурация

    Наша тестовая конфигурация соответствует системе для энтузиастов, в которую не стыдно установить видеокарту за $500 - это может быть как система с топовым процессором i7 965, так и с разогнанным i7 920. В любом случае, платформа хорошо справилась с нагрузкой всех четырёх наших тестовых конфигураций видеокарт. Вполне понятно, что если вы планируете перейти на конфигурацию 4-way SLI (которую поддерживает GTX 295) или 4-way CrossFireX, то вам нужно обратить пристальное внимание на производительность центрального процессора.

    Но сегодня нас интересует самая быстрая одиночная видеокарта, приготовленная для 2009 года.

    Аппаратная конфигурация
    Процессор Intel Core i7 965 Extreme (3,2 ГГц)
    Материнская плата Asus Rampage II Extreme
    Память 6 Гбайт DDR3-1333 7-7-7 (три канала)
    Накопитель Seagate 250 Гбайт Barracuda 7200.10 7200 об/мин
    Оптический привод Lite-On DH-4O1S BD-ROM
    Блок питания Cooler Master UCP 1100 Вт
    Видеокарты Nvidia GeForce GTX 295 1,8 Гбайт
    Nvidia GeForce GTX 280 1 Гбайт
    AMD Radeon HD 4870 X2 2 Гбайт
    AMD Radeon HD 4870 512 Мбайт

    Мы вновь использовали 64-битную версию Vista, которая поддерживает полный объём системной памяти 6 Гбайт.

    Для тестов мы использовали следующие игры.

    Тесты и настройки

    Тесты и настройки
    Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1900x1200 / 2560x1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool
    Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1900x1200 / 2560x1600, Patch 1.2.1, DirectX 10, 64-bit executable, benchmark tool
    Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.1, FRAPS/saved game
    Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.1, FRAPS/saved game
    Highest Quality Settings, No AA / No AF forced in drivers, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, FRAPS/saved game
    Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF forced in drivers, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, FRAPS/saved game
    Ultra Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.0.0.15, FRAPS/saved game
    Ultra Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, Patch 1.0.0.15, FRAPS/saved game
    Very High Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark
    Very High Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, DirectX 10, Steam Version, in-game benchmark
    Highest Quality Settings, No AA / No AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, timedemo
    Highest Quality Settings, 4x AA / 8x AF, vsync off, 1920x1200 / 2560x1600, timedemo

    Результаты тестов



    Мы начали наши тесты с игры Crysis, которая поддерживает 64-битный режим - это одна из самых требовательных игр на рынке. Во всех случаях кроме одного видеокарта GTX 295 смогла обойти AMD Radeon HD 4870 X2. В разрешении 2560x1600 со сглаживанием (AA) и анизотропной фильтрацией (AF) nVidia признаёт, что в бета-версии драйвера есть ошибка, негативно сказывающаяся на производительности.

    Что интересно, 512-Мбайт Radeon HD 4870 довольно близко подбирается к GTX 280 без включенных AA и AF. Впрочем, стоит включить опции повышения качества картинки, как в два раза меньший объём памяти начинает замедлять производительность.



    И вновь GeForce GTX 295 демонстрирует твёрдое лидерство, которое наиболее очевидно в разрешении 2560x1600 с активными AA и AF. Если результаты производительности финальной версии видеокарты будут такими же (а по цене $499 другого ждать не приходится), у nVidia есть серьёзное преимущество над видеокартами AMD в этом шутере от первого лица на тему Второй мировой войны.

    В данной игре, в отличие от Crysis, видеокарта GTX 280 оказалась заметно быстрее 512-Мбайт Radeon HD 4870. Впрочем, 1-Гбайт версия наверняка показала бы себя лучше, хотя она обойдётся на $40 дороже.



    Dead Space - свежий "ужастик", перенесённый с мира приставок на ПК. И, к сожалению, это негативно сказалось на качестве графики.

    Хотя мы выставили указанные режимы полноэкранного сглаживания (что привело к соответствующему падению производительности, то есть AA и AF в драйвере выполнялись), мы всё равно замечали очевидные "лесенки" даже в разрешениях 1920x1200 и 2560x1600. Кроме того, у Radeon HD 4870 X2 появилось странное, но повторяемое поведение в разрешении 1900x1200, где результаты были меньше, чем в 2560x1600.

    Данная игра явно предпочитает видеокарты Nvidia, поскольку даже GTX 280 обгоняет флагмана AMD. Однако эта не та игра, которую мы бы добавили к нашему привычному тестовому пакету, хотя бы за то, что на неё сомнительно влияют опции улучшения качества картинки.

    Мы обсудили результаты с Nvidia. По всей видимости, у Dead Space есть собственный алгоритм сглаживания, поэтому включение AA в панели драйвера не повлияло на игру. Можно включить AA в самой игре, но это никак не сказывается на производительности теста.



    Игра Fallout 3 очень интересная, но, по всей видимости, производительность ограничена платформой. Независимо от включения сглаживания и анизотропной фильтрации, GeForce GTX 295 и Radeon HD 4870 X2 работали практически одинаково в разрешениях 1920x1200 и 2560x1600. Вполне очевидно, что здесь системы предоставляют немало графической мощи, которую ещё предстоит раскрыть. Только когда мы включили на GTX 280 в разрешении 2560x1500 сглаживание и фильтрацию (AA/AF), мы заметили падение производительности. Да и у HD 4870 сказывается ограничение памяти.



    Весь последний месяц AMD боролась с Far Cry 2. Похоже, драйвер Catalyst 8.12 смог улучшить ситуацию. Без сглаживания 4870 X2 побеждает в разрешениях 1900x1200 и 2560x1600. Включение опций повышения качества приводит к тому, что в обоих разрешениях вперёд выходит nVidia.



    Поскольку игра базируется на движке Valve Source, мы были почти уверены, что Left 4 Dead даст преимущество видеокартам AMD. Но при каждом разрешении, с включёнными или выключенными AA/AF, видеокарта GeForce GTX 295 выходила вперёд AMD Radeon HD 4870 X2. Учитывая разницу в цене между GTX 280 и 4870 512 MB, результаты этой пары не удивляют. Впрочем, эти видеокарты по-прежнему являются неплохой точкой отсчёта для тех, кто желает сделать апгрейд.

    Взгляд на 2009 год

    По поводу проведённых тестов хотелось бы сказать следующее. Начнём с того, что обзор и результаты носят предварительный характер. Мы выпустим полноценный обзор в 2009 году, когда на рынок выйдет финальная версия GeForce GTX 295, а в продаже появятся коробки с этой видеокартой.

    Здесь мы привели результаты шести игр. Пять из них отмечены nVidia как примеры наиболее ожидаемых игр для сезона новогодних праздников 2008 года. Четыре из этих пяти игр участвовали в программе nVidia "The Way It"s Meant to Be Played". Две игры уже вошли в наш традиционный тестовый пакет. И мы добавили к этой смеси Crysis. Но видеокарта всё равно является инженерным образцом, и по данным nVidia финальные скорости вращения вентилятора ещё не установлены.

    Почему мы решили выпустить подобный тест? Все выбранные игры, фактически, являются популярными, и мы понимаем, насколько нашим читателям надоело видеть игры с трёхлетним возрастом, которые используются из-за того, что стали признанными показателями производительности. Поэтому мы решились на глоток свежего воздуха вместо надоевших Supreme Commander или World in Conflict.

    Конечно, TWIMTBP не что иное, как конкурентное преимущество nVidia. Отношения с разработчиками, чтобы они смогли оптимизировать своё программное обеспечение под "железо", вполне логичны и понятны, если отношения не приводят к ущемлению производительности с видеокартами конкурента. Учитывая то количество раз, когда видеокарты AMD побеждали модели nVidia в 2008 году, данная программа отношений с разработчиками не преследует столь низменных целей. Фактически, мы недавно смогли подробнее ознакомиться с тем, как nVidia способствовала разработке Far Cry 2 в рамках TWIMTBP. nVidia потратила три человека-месяца (если можно так сказать) на консультации на месте и тесты производительности, включая регулярные обновления драйверов. В результате у видеокарт GeForce GTX не возникло столь много проблем, как у моделей Radeon (эти проблемы мы описали во время тестов игр на системе Core i7 с конфигурациями вплоть до 4-way CrossFire и 3-way SLI ).

    Заключение

    В начале статьи мы задали себе вопрос, сможет ли nVidia опровергнуть заявление AMD о самой быстрой отдельной видеокарте на рынке? В целом, GeForce GTX 295 смогла это сделать, на что намекают результаты предварительных тестов производительности, основанных на одних из самых "горячих" игр сезона новогодних праздников.

    По информации nVidia, GeForce GTX 295 будет выпущена на выставке CES в 2009 году, то есть через несколько недель. Она будет продаваться по рекомендованной цене $499 - что примерно соответствует Radeon HD 4870 X2 - и будет доступна в продаже на момент объявления (насчёт России мы сказать не можем). Когда мы получим в наши руки финальный розничный образец видеокарты, а не ранний инженерный сэмпл, мы сможем провести доскональные тесты и более точно оценить производительность.

    Что мы знаем на данный момент? nVidia GeForce GTX 295 действительно быстрая видеокарта. Мы знаем, что компания перешла на 55-нм техпроцесс, который позволил снизить энергопотребление - и GTX 295 потребляет меньше энергии в режиме бездействия и под нагрузкой, чем AMD Radeon HD 4870 X2.

    Впрочем, у GeForce GTX 295, как и у всех других грядущих 55-нм GPU nVidia, есть другие козыри в рукаве, не только значения производительности. Сюда можно отнести все разговоры по поводу CUDA, PhysX и выпускаемой вскоре технологии 3D-стерео, с которой мы уже смогли ознакомиться на NVISION.

    В нашей статье мы не уделили должного внимания поддержке PhysX, поскольку список поддерживаемых игр слабо пересекается со списком лучших игр. Мы не поговорили и о CUDA, поскольку, не считая Badaboom, сегодня слишком мало приложений, ради которых стоило бы купить видеокарту с этой технологией. Конечно, нас впечатлили рассказы пяти или шести разработчиков о том, как CUDA сможет революционизировать разработки в их нишевых сферах с картами Tesla, но перенести это преимущество на настольные приложения проблематично.

    Но в данном отношении ситуация медленно, но верно меняется. Должна подтянуться EA, да и в начале 2009 года должна выйти пара игр с поддержкой PhysX, что позволит оценить, насколько эта функция себя оправдывает. Мы попробовали играть в Left 4 Dead (помните, что она не входит в программу TWIMTBP) с грядущими 3D-очками nVidia, и геймплей оказался совершенно потрясающим. Но эта тема для другой статьи, которая тоже скоро у нас выйдет.

    Борьба за почетную «майку лидера» среди одиночных видеокарт продолжается. Как известно, компания AMD уже давно придерживается курса, когда ее новые флагманы 3D-графики состоят из двух видеочипов условно «среднего» класса. В то же время, компания NVIDIA исповедует более традиционный подход, добавляя транзисторов и наращивая «мускулы» в своих одночиповых решениях. Однако это не мешает компании NVIDIA выпускать и двухчиповые видеокарты, в промежутках между глобальным обновлением архитектуры разрабатываемых ею графических процессоров. Новейшая разработка относится к флагманской серии видеокарт GeForce GTX, и имеет наибольший из пока присвоенных компанией числовых индексов – «295». На примере видеокарты Zotac GeForce GTX 295, любезно предоставленной московским представительством компании, мы изучим внешний вид видеокарты, ее комплектацию, внутреннее устройство и, конечно же - производительность новинки. Более того, мы проверим, как масштабируется ее производительность в зависимости от скорости шины PCI Express, а также исследуем энергопотребление видеокарты в различных режимах. Но обо всем по порядку. Видеокарта Zotac GTX 295 поставляется в стандартной фирменной коробке, которая снабжена вырезом, благодаря чему можно взглянуть на видеокарту. К сожалению, через затянутое пластиком окошко ее невозможно потрогать. А жаль, весьма приятные ощущения, но об этом позже. В данном случае, разглядывание видеокарты через упаковку малоинформативно - виден только «брусок» черного цвета не то с дырками, не то с пупырышками, и фирменная наклейка с указанием названия видеокарты. Лицевая сторона коробки несет больше информации – указана ширина шины памяти и ее общий объем, 896-бит и 1792 Mb. Не забудьте поделить эти значения на два, чтобы получить правильный объем памяти и ширину шины, приходящийся на каждый из двух GPU, из которых состоит GeForce GTX 295. Обратная сторона коробки не так интересна, как предыдущая, но здесь мы находим мини-руководство по созданию системы Quad SLI, для создания которой необходима одна видеокарта GeForce GTX 295 (отмечена галочкой, как уже у вас имеющаяся). Также понадобятся вторая такая видеокарта и материнская плата с поддержкой SLI. Как видим, компания NVIDIA предусмотрела возможность объединения в связку SLI и новый «двухголовый» флагман, что продолжает прежние традиции.

    В отличие от многих других производителей видеокарт, компания Zotac не стесняется указывать штатные частоты своих продуктов. Данная информация расположена на одном из торцов коробки. Как видите, штатные частоты Zotac GTX 295 равны штатным частотам видеокарты GeForce GTX 260, равно как и ширина шины памяти и ее объем, приходящийся на каждый из двух видеопроцессоров. Но есть и кардинальные отличия, которые мы рассмотрим чуть позже.

    Из системных требований, которые также указаны на торце коробки, отметим указанную минимальную мощность блока питания, составляющую 680 Вт (при использовании процессора Intel Core i7 3,2 ГГц). Насколько эти требования соответствуют действительности, мы проверим, когда перейдем к тестам и изучим энергопотребление видеокарты Zotac GTX 295 в разных режимах. Предварительно скажем, что приведенная цифра в целом не лишена оснований, хотя и чуть завышена. Комплектация видеокарты: руководство пользователя диск с драйверами диск с 3DMark Vantage диск с игрой Race Driver: Grid кабель HDMI-HDMI два переходника питания адаптер DVI/D-Sub шнур для подключения к разъему SPDIF на мат. плате. Как видите, все необходимые аксессуары к видеокарте прилагаются. Наличие HDMI-кабеля сэкономит время и силы при подключении компьютера к проектору или широкоформатной панели. А с помощью прилагаемых в комплекте 3DMark Vantage и игры Race Driver: Grid вы сможете оценить невероятный уровень быстродействия новинки и сполна насладиться захватывающими гонками при максимальном качестве графики и на максимальной, во всех отношениях, скорости. Давайте посмотрим, что из себя представляет новинка внешне и как она устроена внутри. Как уже говорилось выше, видеокарта GeForce GTX 295 представляет из себя этакий черный «кирпичик». На переднем торце видеокарты размещены три видеовыхода – два Dual-Link DVI и один HDMI. А вентиляционные отверстия, против обыкновения, расположены «под» разъемами DVI, а не над ними. На лицевой стороне видеокарты ничего примечательного, кроме фирменной наклейки Zotac не наблюдается, если не считать покрытие кожуха пластиком soft-touch. Именно поэтому видеокарту очень приятно держать в руках. С обратной стороны видеокарты мы видим такое же отверстие для турбины кулера, через которое засасывается воздух, а также множество мелких элементов поверхностного монтажа. Очевидно, что все самое интересное – GPU и чипы памяти, спрятаны внутри. На верхней грани видеокарты находятся два разъема дополнительного питания видеокарты и «выхлопное» отверстие кулера, неприкрытое никакой крышкой. Разумный компромисс между скоростью вращения кулера и его шумностью. Если же выводить нагретый воздух традиционным путем – вдоль карты через решетку на передней панели за пределы корпуса, потребуется значительно увеличить обороты кулера, что неминуемо приведет к увеличению уровня шума. К тому же, такие мощные видеокарты, как правило, устанавливаются в соответствующие по уровню системы, где вопрос охлаждения внутреннего пространства корпуса уже решен и выброс видеокартой части нагретого воздуха внутрь не приведет к значительному изменению баланса температуры. Раз уж речь зашла об охлаждении видеокарты, знакомство с внутренним устройством видеокарты начнем с изучения конструкции кулера. Кулер представляет собой «бутерброд», составленный из двух алюминиевых подошв, в которые впрессованы медные сердечники с тепловыми трубками, по которым тепло от GPU передается на ребра охлаждения, расположенные внутри «бутерброда». Тепловой контакт микросхем видеопамяти и подошвы кулера обеспечивается с помощью термопрокладок. Еще один медный сердечник на одной из сторон кулера предназначен для охлаждения чипа-коммутатора шины PCI Express. Турбина, расположенная в «хвосте» кулера, засасывает воздух с обеих сторон видеокарты и прогоняет его сквозь ребра охлаждения. Часть воздуха, как уже было сказано выше, выходит внутрь корпуса через верхнюю грань кулера, а другая часть нагретого воздуха проходит через торец видеокарты, где расположены разъемы, и выбрасывается наружу. Собственно видеокарта состоит из двух половинок, на каждой из которых расположено по одному видеопроцессору и соответствующему набору микросхем видеопамяти. Дизайн печатных плат практически идентичен, и различия есть только в левой части. На той «половинке» GeForce GTX 295, где расположен разъем PCI-Express 16x, находится разъем HDMI, коммутатор шины PCI-E и разъем NV-Link для объединения видеокарт в связку Quad-SLI, а на второй – два разъема DVI. С обратной стороны никаких значимых элементов на обеих «половинках» не наблюдается.

    Видеокарта GeForce GTX 295 несет на себе два графических процессора GT200b, изготовленных по тех.процессу 55 нм, а не 65 нм, как у прежних ревизий. Как было указано выше, их штатные частоты идентичны рабочим частотам GT200, установленным на видеокартах GeForce GTX 260. Но есть весьма важное отличие – количество потоковых процессоров не подверглось урезанию, так что в наличии у каждого из установленных GPU имеются все 240 вычислительных блоков, как у полноценной видеокарты GTX 280.

    Каждому из GPU полагается по 896 Мб видеопамяти. Данный объем набран 14-ю микросхемами стандарта DDR3 с временем выборки 1,0 нс и номинальной частотой 1000 МГц (2000 МГц DDR) производства Hynix. На этой частоте видеопамять штатно и работает. Разумеется, ширина шины памяти составляет 448 бит.

    Микросхема NVIDIA NF200-P-SLI является чипом-коммутатором шины PCI Express 2.0.

    Чип NVIDIA NVIO2 содержит в себе блоки RAMDAC и TDMS, и обеспечивает вывод изображения на дисплеи.

    Подведем промежуточные итоги. Конструктивно видеокарта GeForce GTX 295 очень похожа на GeForce 9800GX2 - такой же «бутерброд» с расположенным посередине кулером. Как и предшественница, новая «двухголовая» видеокарта GeForce GTX 295 состоит из двух «половинок», объединенных в режим SLI с помощью внутренних шлейфов. Каждая из частей оснащена графическим процессором GT200b, рабочие частоты которого и ширина шины памяти совпадают с параметрами GPU, установленных на видеокарты GeForce GTX 260. Однако количество потоковых процессоров в GPU видеокарты GeForce GTX 295 равно 240 штук, как у старшей модели - GeForce GTX 280. Очевидно, что благодаря такому сочетанию факторов производительность одной «половинки» GeForce GTX 295 должна находиться примерно между GeForce GTX 260 и GeForce GTX 280. Соответственно, производительность GeForce GTX 295 при работе «в полную силу» должна быть чуть выше производительности GeForce GTX 260 SLI и чуть меньше, чем GeForce GTX 280 SLI. Насколько эти ожидания оправданы, мы сейчас и узнаем.

    Тестирование производительности

    Поскольку GeForce GTX 295 претендует на звание самой быстрой «одиночной» видеокарты, в качестве соперников в данном тестировании будут участвовать следующие видеокарты – GeForce GTX 280 и связка из двух таких видеокарт в режиме SLI, а также, разумеется, Radeon HD4870X2. Для оценки эффективности «внутреннего» SLI видеокарты GeForce GTX 295 мы также провели тестирование производительности одной «половинки» этой карты, отключив SLI в настройках драйверов. Тестовый стенд

    На диаграммах результаты GeForce GTX 280 в одиночном и «парном» разряде обозначены темно-зеленым цветом. Результаты работы «половинки» GeForce GTX 295 и в штатном режиме обозначены салатовым цветом. Результаты Radeon HD4870X2, по традиции, показаны красным цветом. Видеокарты GeForce тестировались на драйверах версии 181.20, Radeon HD4870X2 – на Catalyst 8.12.

    Тестирование в 3DMark Vantage режим Performance показало, что GeForce GTX 295 действительно вырывает «майку лидера» у предыдущего короля 3D-графики - Radeon HD4870X2.

    Если брать оценку 3DMark без учета баллов центрального процессора (GPU Score), то здесь преимущество новинки по сравнению с Radeon HD4870X2 составляет около 9%. Не так уж и много, но вполне заметно и на погрешность измерений не спишешь. Особенно если учесть, что при борьбе за «корону» каждый процент на счету.

    При тестировании в 3DMark Vantage режим настроек графики High преимущество GeForce GTX 295 возрастает почти до 30%, что несколько странно. Вполне возможно, что за счет использования более широкой шины памяти GeForce GTX 295 при переходе к «тяжелому» графическому режиму может получить дополнительное преимущество, по сравнению с Radeon HD4870X2. Однако цифра в 30% выглядит несколько сомнительной.

    Впрочем, режим тестирования Extreme 3DMark Vantage подводит итоговую черту тестирования в этом приложении. Действительно, с увеличением «тяжести» режима преимущество GeForce GTX 295 по сравнению с Radeon HD4870X2 возрастает. В режиме Extreme мы видим разницу в результатах GPU Score этих видеокарт порядка 12%.

    При тестировании в игре Crysis в невысоком разрешении мы снова видим, как GeForce GTX 295 по производительности опережает Radeon HD4870X2 на 25%.

    При увеличении разрешения разница в результатах GeForce GTX 295 и Radeon HD4870X2 несколько снижается, но все равно остается ощутимой – порядка 10% в пользу новинки.

    Включение в игре Crysis максимально тяжелого графического режима VeryHigh до сих пор оказывается весьма нелегким испытанием даже для самых мощных видеокарт. В абсолютном выражении результаты GeForce GTX 295 и Radeon HD4870X2 даже при небольших разрешениях ощутимо проседают, но преимущество порядка 10% все же остается за новинкой.

    Но увеличение разрешения экрана преподносит сюрприз. Среди «одиночных» видеокарт победа остается за Radeon HD4870X2, впрочем, GeForce GTX 295 лишь чуточку от него отстает.

    Тем не менее, в игре Far Cry 2 с настройками качества графики Ultra GeForce GTX 295 в споре с Radeon HD4870X2 берет убедительный реванш и ее преимущество составляет порядка 15-20%. Что интересно, в этом тесте результаты новинки вплотную приближаются к результатам GeForce GTX 280 в режиме SLI, и это для «одиночной» видеокарты!

    В игре Race Driver: Grid новинка GeForce GTX 295 поначалу опережает Radeon HD4870X2, в низких разрешениях, но затем расстановка сил в этой паре изменяется на противоположную, и вперед выходит Radeon HD4870X2. Впрочем, разницу в результатах на единицы процентов нельзя назвать существенной, тем более что все видеокарты показывают вполне комфортный FPS в этой игре.

    Масштабируемость производительности GeForce GTX 295

    Теперь, на основании вышеприведенных результатов, мы можем выяснить, насколько эффективно работают две «половинки» GeForce GTX 295 в связке SLI. В качестве исходной точки мы возьмем результаты, показанные одной «половинкой» GeForce GTX 295 (режим SLI для видеокарты отключен), и сравним их с производительностью этой же видеокарты, но в режиме максимальной производительности (режим SLI для видеокарты включен). На диаграмме ниже в процентах отображен прирост производительности при включении «внутреннего» режима SLI для видеокарты GeForce GTX 295.

    Как и следовало ожидать, в синтетических тестах 3DMark Vantage масштабируемость «внутреннего» SLI колеблется в пределах 80%-90%, что довольно близко к теоретическому максимуму, составляющему 100%. В игре Crysis эффективность SLI несколько меньше, от 65% до 75%, но и это очень хороший результат. Игра Far Cry 2 очень позитивно реагирует на увеличение числа GPU в видеосистеме, здесь прирост от использования связки SLI в высоких разрешениях превышает 90%! Хорошие результаты получились и в игре Race Driver: Grid – эффективность SLI составила от 73% до почти 90%. Далее мы рассмотрим масштабируемость несколько иного плана. А именно – как изменится производительность GeForce GTX 295, если установить ее в материнскую плату с поддержкой шины PCI Express 1.0, чья пропускная способность вдвое меньше аналогичной у шины PCI Express v2.0. Для этого мы скотчем заклеили часть разъема PCI Express видеокарты GeForce GTX 295, чтобы заставить ее работать в режиме PCI-E 2.0 8x.

    На данном скриншоте видно (мы склеили два изображения, чтобы были видны все параметры данного пункта меню в панели управления NVIDIA), что после такой нехитрой операции видеокарта использует вдвое меньше линий шины PCI Express 2.0, при этом получившаяся суммарная пропускная способность шины равна пропускной способности интерфейса PCI Express 1.0 16x. Результаты тестирования производительности GeForce GTX 295, полученные после «урезания» шины, отобразим в качестве процентах от результатов, полученных ранее при скорости шины PCI Express 2.0 16x.

    Как видно из диаграммы, видеокарта GeForce GTX 295 практически не реагирует на уменьшение скорости PCI Express вдвое. А это значит, что купив видеокарту GeForce GTX 295, владельцы материнских плат с поддержкой шины PCI Express v1.0. практически не потеряют в производительности. Разумеется, при условии, что CPU способен полностью раскрыть потенциал этой мощной видеокарты.

    Тест энергопотребления

    Ну и, наконец, приведем данные по мощности, потребляемой видеокартами при различных режимах нагрузки. В таблице ниже вы можете видеть полученные результаты для потребляемой мощности видеокарт GeForce GTX 295 и Radeon HD4870X2

    Как видите, в режиме «покоя» новинка отличается весьма умеренным энергопотреблением, чему весьма способствует сброс частоты GPU до 300 МГц и частоты видеопамяти до частоты 100 МГц. Но основное предназначение игровой видеокарты – радовать высоким FPS при максимальных настройках графики. Как оказалось, и здесь «аппетит» GeForce GTX 295 весьма скромен, особенно в сравнении с Radeon HD4870X2. Однако режим максимальной нагрузки, создаваемый тестом FurMar в Xtreme burning mode, проявил по настоящему горячий пыл видеокарты GeForce GTX 295, чье энергопотребление вплотную приблизилось к уровню 300 Вт. Отметим, что температура GPU в этом режиме достигла уровня 93 и 96 градусов («ведущий» GPU греется чуть сильнее). При этом кулер видеокарты GeForce GTX 295 разогнался до скорости 3400 об/мин, что составляет около 80% от максимальной. Разумеется, на такой скорости шум кулера был весьма заметен. В то же время, во время тестирования в игре Far Cry 2 обороты кулера не превышали 2400 об/мин, при этом его шум был едва заметен. Ну а чтобы вы могли оценить требования к мощности блока питания, приведем суммарные показатели энергопотребления нашего тестового стенда на базе процессора Core i7 965 Extreme, разогнанного до частоты 3,84 ГГц.

    Как видите, указанные на упаковке видеокарты Zotac GeForce GTX 295 минимальные требования к блоку питания не так уж и далеки от реальности. Впрочем, хорошо известно, что на блоке питания для топовых конфигураций – лучше не экономить, дороже выйдет.

    Выводы

    Битва за «корону» самого быстрого 3D-ускорителя – продолжается! Сегодня мы познакомились с очередной «двухголовой» видеокартой NVIDIA, которая по праву может называться самым быстрым на сегодняшний день видеоускорителем. Новинка продемонстрировала отличные результаты производительности в самых тяжелых режимах и отличается не самым «горячим» нравом и шумом (если не прогревать ее специально). Более того, новинка допускает использование в режиме Quad-SLI, а значит мы вправе ожидать еще больших FPS и числа «попугаев» в 3DMark. Но эту историю мы расскажем в следующий раз.

    Помнится, еще в 2000 году мы мечтали о двухпроцессорных ускорителях, и даже мысленно представляли себе такое (на основе двух Geforce2 GTS, что на коллаже выше), поскольку в начале того года все с нетерпением ждали двухпроцессорного монстра от 3dfx, но при этом продвинутые пользователи понимали, что два Geforce2 будут явно быстрее. :-))

    Но оставим лирику и ностальгию и вернемся в наши дни. Спустя почти полгода после выхода RADEON HD 4870 X2, компания Nvidia всё-таки решила выпустить двухчиповую видеокарту на основе GPU своей современной архитектуры GT2xx. С одной стороны, решение понятное — ведь если рассматривать не только одночиповые видеокарты, то лучшие представители компании отставали от конкурирующих с ними двухчиповых решений AMD, что не может себе позволить лидер рынка.

    Ведь посмотрите, что происходило на рынке с августа прошлого года? AMD, следуя своей концепции выпуска одночиповых mid-end решений и двухчиповых high-end видеокарт, и пользуясь преимуществом меньших по сложности и размеру чипов, выполненных по более совершенному техпроцессу, вскоре после одночиповых вариантов представила и свою двухчиповую модель HD 4870 X2. И начиная с августа 2008 года, именно эта модель и являлась наиболее производительной (хотя к вопросу особенностей многочипового рендеринга в своих материалах мы ещё вернёмся) видеокартой, доступной на рынке.

    Компании Nvidia тогда ничего не оставалось делать, кроме как противопоставлять одной HD 4870 X2 системы на основе двух Geforce GTX 280 или GTX 260, а против пары HD 4870 X2 — 3-Way SLI на основе трёх GTX 280. То есть, при отсутствии возможности выпуска более мощного одночипового решения, такой вариант как GTX 295, напрашивался сам собой.

    C другой стороны — выпуск такой видеокарты именно сейчас кажется нам несколько несвоевременным. Ведь AMD уже несколько месяцев побыла лидером со своим RADEON HD 4870 X2, и эта информация успешно осела в головах у интересующихся 3D индустрией пользователей. А по слухам, уже через несколько месяцев, во втором квартале наступившего года, ожидается выход новых моделей видеокарт от Nvidia на основе GPU обновленной архитектуры, которые вряд ли будут быстрее GTX 295 в бенчмарках.

    То есть, получается, что для HD 4870 X2 конкуренция слишком сильно опоздала, а своим будущим решениям эта двухчиповая карта, как когда-то сделала и Geforce 9800 GX2, может и помешать. Да и на финансовое положение компании эта модель положительно повлиять вряд ли сможет и вряд ли успеет — себестоимость решения явно высока, а цену задирать сильно нельзя (и не задрали, см. ниже). Да и сезон рождественских продаж уже прошёл. Другое дело, если бы GTX 295 успели выпустить в ноябре, например… Тогда в этой модели было бы явно больше смысла. К тому же — скоро уже и весна придёт, вместе с новыми одночиповыми моделями.

    Впрочем, будущее нам неизвестно, не будем забегать вперёд. Своё видение ситуации мы изложили, а уж как получится — посмотрим. Мы же считаем, что GTX 295 является скорее имиджевым решением, призванным показать, что Nvidia сильна, а не реально изменить ситуацию на рынке, увеличивая продажи и прибыль. Что ж, в этом тоже есть определённый смысл. Лишь бы пользователи снова не стали недоумевать, почему следующие одночиповые карты покажут худшие результаты в бенчмарках, по сравнению с двухчиповой GTX 295, как это случилось ранее с GTX 280 и 9800 GX2.

    Ведь в отличие от компании AMD, которая для верхнего ценового диапазона уже выпускает исключительно мультичиповые решения, Nvidia вроде бы не собирается отказываться от одночипового будущего своих топовых видеокарт. Впрочем, повторимся ещё раз, что рассматриваемое сегодня решение призвано отобрать корону лидерства в бенчмарках у AMD RADEON HD 4870 X2, и это — его основная цель.

    Естественно, на основе 65 нм чипов такое решение создать было просто невозможно — ведь даже одна Geforce GTX 280 на одном чипе GT200 (а это 1.4 миллиарда транзисторов и размер ядра около 576 кв.мм) потребляет более 200 Вт! А так как переход GT200 на 55 нм технологические нормы занял у Nvidia слишком долго времени, выход и двухчипового решения также затянулся.

    Итак, Geforce GTX 295 основана на двух чипах GT200b, произведённых по 55 нм техпроцессу, никаких отличий от 65 нм предшественника, кроме меньшей площади чипа и сниженного энергопотребления, у них нет. Зато этот переход на 55 нм позволил карте на основе двух крупных и мощных GPU потреблять менее 300 Вт, сохранив уровень тепловыделения, с которым справляется обновленная двухслотовая система охлаждения.

    Теоретическая часть про Geforce GTX 295 будет короткой, ведь это два обычных чипа GT200b, пусть и выполненных по новым 55 нм производственным нормам, установленных на две соединенные печатные платы. Двухчиповая система работает по технологии SLI, линии PCI Express и соответствующий мост выполнены на плате. И существенной разницей, по сравнению с системами на основе двух Geforce GTX 280 или 260 будут лишь иные рабочие частоты чипа и памяти, объем памяти и ширина шины, а также конфигурация блоков GPU. Это всё количественные, но не качественные отличия.

    Если вы ещё не знакомы с архитектурой Geforce GTX 200 (GT200), то все подробности о ней можно прочитать в базовом обзоре на нашем сайте . Это дальнейшее развитие архитектуры G8x/G9x, но в неё были внесены некоторые изменения. Также, перед прочтением данного материала мы рекомендуем внимательно ознакомиться с базовыми теоретическими материалами DX Current, DX Next и Longhorn, описывающими различные аспекты современных аппаратных ускорителей графики и архитектурные особенности предыдущей продукции Nvidia и AMD.

    Эти материалы довольно точно спрогнозировали текущую ситуацию с архитектурами видеочипов, оправдались многие предположения о будущих решениях. Подробную информацию об унифицированных архитектурах Nvidia G8x/G9x/GT2xx на примере предыдущих решений можно найти в следующих статьях:

    Итак, будем считать, что с архитектурой все читатели уже знакомы, и рассмотрим подробные характеристики двухчиповой видеоплаты серии Geforce GTX 200, основанной на чипах GT200b, выполненных с применением 55 нм техпроцесса.

    Графический ускоритель Geforce GTX 295

    • Кодовое имя чипов GT200b
    • Технология производства 55 нм
    • Два чипа по 1.4 миллиарда транзисторов
    • Унифицированная архитектура с массивом общих процессоров для потоковой обработки вершин и пикселей, а также других видов данных
    • Аппаратная поддержка DirectX 10, в том числе шейдерной модели - Shader Model 4.0, генерации геометрии и записи промежуточных данных из шейдеров (stream output)
    • Две 448-битные шины памяти, по семь (из восьми) независимых контроллеров шириной по 64 бита каждый
    • Частота ядер 576 МГц
    • Более чем удвоенная частота ALU 1242 МГц
    • 2 × 240 скалярных ALU с плавающей точкой (целочисленные и плавающие форматы, поддержка FP32 и FP64 точности в рамках стандарта IEEE 754(R), выполнение двух операций MAD+MUL за такт
    • 2 × 80 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16 и FP32 компонент в текстурах
    • Возможность динамических ветвлений в пиксельных и вершинных шейдерах
    • 2 × 7 широких блоков ROP (2 × 28 пикселей) с поддержкой режимов антиалиасинга до 16 выборок на пиксель, в том числе при FP16 или FP32 формате буфера кадра. Каждый блок состоит из массива гибко конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг. Пиковая производительность подсистемы до 224 MSAA отсчетов (+ 224 Z) за такт, в режиме без цвета (Z only) - 448 отсчетов за такт
    • Запись результатов до 8 буферов кадра одновременно (MRT);
    • Интерфейсы (два RAMDAC, два Dual Link DVI, HDMI, DisplayPort, HDTV) интегрированы на отдельный чип.

    Спецификации референсной видеокарты Geforce GTX 295

    • Частота ядер 576 МГц
    • Частота универсальных процессоров 1242 МГц
    • Количество универсальных процессоров 480 (2 × 240)
    • Количество текстурных блоков — 160 (2 × 80), блоков блендинга — 56 (2 × 28)
    • Эффективная частота памяти 2000 (2*1000) МГц
    • Тип памяти GDDR3
    • Объем памяти 1792 (896 × 2) мегабайт
    • Пропускная способность памяти 2 × 112 ГБ/с
    • Теоретическая максимальная скорость закраски 2 × 16.1 гигапикселей в сек.
    • Теоретическая скорость выборки текстур 2 × 46.1 гигатекселей в сек.
    • Два DVI-I Dual Link разъема, поддерживается вывод в разрешениях до 2560х1600
    • Одинарный SLI разъем
    • Шина PCI Express 2.0
    • TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP, HDMI, DisplayPort
    • Энергопотребление до 289 Вт (8-штырьковый и 6-штырьковый разъёмы)
    • Двухслотовое исполнение
    • Рекомендуемая цена $499

    Итак, производство GT200b по 55 нм технологическим нормам позволило теперь и компании Nvidia выпустить очень мощное двухчиповое решение. Которое в 2D и 3D режимах работы энергетически эффективнее, по сравнению со своим главным конкурентом в виде RADEON HD 4870 X2. Новая видеокарта Nvidia обеспечивает более высокую производительность при сравнимом энергопотреблении. Это тем более неожиданно, ведь видеочипы GT200b, даже будучи сделаны при помощи того же 55 нм техпроцесса, что и RV770, имеют значительно бОльшую площадь и сложность (кол-во транзисторов). То ли частоты у финальных ревизий GT200b были снижены по сравнению с проектируемыми, то ли чипы специально создавались для лучшей энергоэффективности.

    Как видите, в Nvidia решили выпустить двухчиповую карту под тем же суффиксом-префиксом GTX, изменив только номер модели. Решать, конечно же, им, однако более логичным нам видится выпуск такой модели под каким-то другим названием, вроде GX2 290, или G2X 290. Да пусть даже SLI 290, и то людям было бы понятнее. А выбранное компанией название не говорит о том, что карта двухчиповая, и не делает на этом отличии акцента. Что, как нам кажется, не очень хорошо с точки зрения покупателя, так как запутывает его.

    Необходимо добавить пару слов и про вынужденно применённый объём видеопамяти. Решение ограничиться 448-битной шиной и объёмом памяти по 896 МБ на каждый видеочип, по всей видимости, было вызвано необходимостью сделать разводку PCB попроще. В следствиях — не совсем обычный объём памяти, и что ещё более важно — он меньше, чем у конкурирующей RADEON HD 4870 X2. И хотя разница между 896 и 1024 совсем невелика, и на практике не слишком сильно скажется на производительности, с точки зрения маркетинга это тоже не очень хорошо — пусть и номинально, но по одной из цифр (по очень любимой в маркетинге!) решение оказывается «хуже» конкурирующего.

    Архитектура и особенности решения

    Ничего интересного рассказать тут просто невозможно, чипы GT200b — это те же известные нам GT200, просто меньшей площади и более эффективные с точки зрения потребления энергии. Архитектура GT200 была анонсирована ещё прошедшим летом, а если учесть, что это улучшенная архитектура G8x/G9x, то и того раньше — в 2006 году. Основным отличием чипа G92 от G80 была технология производства 65 нм, нововведения GT200 в основном количественные, а GT200b — это тот же GT200. Обо всём этом подробно написано в наших предыдущих материалах.

    Ранее в Сети появилась информация о том, что двухчиповая карта на GT200b будет состоять из двух GT200 с количеством исполнительных блоков, аналогичным паре Geforce GTX 260. Но Nvidia решила устанавливать на GTX 295 полноценные чипы GT200 с 240 ALU каждый, а также 80 текстурными блоками. Однако, конфигурацию памяти оставили от GTX 260, то есть 448-битная шина и 896 МБ GDDR3 памяти на чип. Точно как и GTX 260, каждый из двух чипов в GTX 295 использует лишь семь широких блоков ROP из восьми имеющихся в чипе, что даёт 56 блоков ROP в сумме.

    Тактовые частоты чипа полностью соответствуют частотам одиночных Geforce GTX 260. Частота GPU, блоков TMU и ROP, равна 576 МГц, а потоковые вычислительные процессоры работают на частоте в 1242 МГц. GDDR3 память тактуется на частоте 1000(2000) МГц.

    Аналогично предыдущему двухчиповому решению Nvidia — Geforce 9800 GX2, новая модель Geforce GTX 295 использует двухплатную конструкцию, которая была выбрана из-за своих лучших характеристик, по сравнению с другими решениями. Такой дизайн предполагает монтаж двух GPU, каждый из которых имеет свою PCB. Это даёт следующие преимущества: каждый чип выделяет тепло, нагревая только одну из PCB; кулер охлаждает оба чипа одновременно, в отличие от Geforce 7950 GX2, использующего два устройства охлаждения. Кулер со времен 9800 GX2 изменился в лучшую сторону, приобретя новые характеристики для того, чтобы рассеивать почти в полтора раза большее количество тепла, по сравнению с предыдущей двухчиповой моделью.

    Максимальное потребление энергии Geforce GTX 295 составляет 289 Вт, что вполне сравнимо с показателем конкурирующей RADEON HD 4870 X2, равным 286 Вт. Карта требует подключения двух разъемов питания: 6-штырькового и 8-штырькового, а рекомендуемым минимумом мощности системного блока питания для одиночной Geforce GTX 295 является значение 680 Вт.

    Поговорим об особенностях мультичиповой связки, хотя их и немного. Между двумя GPU, как и в случае всех предыдущих решений на основе пары видеочипов, установлен чип-коммутатор, который связывает между собой графические процессоры. В данном случае применён чип nForce 200 (BR-04), поддерживающий нужное количество линий на три порта PCI-E с поддержкой версии 2.0. Для связи с каждым чипом отводится по 16 линий PCI-E 2.0, и столько же — для передачи данных между системной платой и видеокартой.

    Такой PCI-E мост устанавливался на предыдущее двухчиповое решение компании, и nForce 200 также известен тем, что предлагался в качестве альтернативного решения для поддержки технологии SLI системными платами на основе чипсета Intel X58.

    Кроме того, что Geforce GTX 295 сама по себе работает как двухчиповая система, возможности технологии SLI позволяют объединять две такие платы в одной системе. Такая конфигурация называется Quad SLI. Современная реализация Quad SLI для всех четырёх чипов использует чистый AFR режим, когда параллельно обрабатываются четыре кадра. В таком случае частота кадров растёт довольно сильно, до 80-90% на каждое удвоение числа чипов.

    О недостатках мультичипового рендеринга готовится отдельный материал, в котором мы постараемся подробно описать все особенности, связанные с работой режима AFR. Это касается как задержек ввода, не особенно сильно уменьшаемых при значительном росте среднего FPS, так и низком минимальном FPS и неравномерности частоты кадров. Все эти мелочи может и не слишком заметны на двухчиповой системе, но на четырехчиповой уже могут вызывать бОльшие неудобства — средняя частота кадров возрастает, а играть настолько уж комфортнее не становится.

    Поддержка внешних интерфейсов у Geforce GTX 295 мало отличается от того, что мы видели у предыдущих решений на тех же GPU. Разве что имеющийся на платах Nvidia дополнительный чип ввода-вывода NVIO2, поддерживающий вынесенные за пределы основного внешние интерфейсы, в этот раз присутствует в количестве двух штук.

    На видеокарте Geforce GTX 295 установлено два Dual Link DVI выхода с поддержкой HDCP, а также один HDMI выход. DVI выходы выводят изображение от первого GPU, а за единственный HDMI отвечает второй. С последними версиями драйверов при работе в режиме SLI поддерживается вывод на два DVI, а для использования всех трёх выходов одновременно нужно этот режим отключить. Для вывода звука по HDMI, что традиционно для решений Nvidia, на плате размещён SPDIF вход, к которому требуется присоединить источник аудиосигнала.

    Естественно, Geforce GTX 295 поддерживает и технологию Nvidia PhysX, активное использование которой уже начинает появляться в таких играх, как недавно вышедшая «Анабиоз: Сон разума» (Cryostasis) и грядущая Mirror"s Edge. Причём, Geforce GTX 295 может работать в режиме SLI, одновременно обрабатывая физические эффекты и построение кадра, и в режиме, когда один чип занимается 3D рендерингом, а второй — исключительно расчётами PhysX.

    В конце теоретической части позвольте напомнить читателям о вопросе, которым мы задавались в базовой статье про RADEON HD 4870 X2. Тогда мы писали о том, что AMD отмечает проблемы, присущие крупным high-end чипам (при этом они явно намекали на GT200 от Nvidia), и среди этих проблем было и слишком высокое потребление энергии такими GPU. Что тогда мы удивлялись отсутствию этого преимущества у двухчиповых решений AMD (например, HD 4850 X2) по сравнению с одночиповым GTX 280 от Nvidia, что сейчас продолжаем недоумевать — куда делось мнимое преимущество по энергопотреблению? Особенно в случае HD 4870 X2, после того, как вышло двухчиповое решение на основе GT200b, выполненных при помощи 55 нм техпроцесса. Чипы Nvidia в полтора раза сложнее, а потребляют не больше RV770…

    На этом теоретическая часть закончена, всю теорию про архитектуру GT200 и основы работы SLI мы давно знаем. А сейчас переходим к следующей части статьи, где нас ждёт практическая часть исследования нового решения на основе двух чипов GT200b в синтетических тестах, и сравнение его производительности со скоростью других решений компании Nvidia, а также конкурирующей видеокарты AMD.



    просмотров